Cтефан Вышиньский



В кругу семьи

Кардинал Стефан Вышиньский родился 3 августа 1901 г. в небольшом селе Зузеля над Бугом, на границе Мазовии и Подлясья. По договору о разделе Польши между Россией, Австрией и Пруссией, эти земли с 1795 г. до конца I мировой войны (1918 г.) находились под властью России. На территории, непосредственно входящей в состав Российской империи процесс искоренения в сознании поляков национального самосознания проходил очень интенсивно. Поэтому в 1912 г. отец (мать умерла, когда мальчику было 9 лет) выслал малолетнего Стефана на учебу в Варшаву, находившуюся на территории Королевства Польского. После окончания гимназии в 1915 г. Вышиньский поступил в Духовную семинарию во Влоцлавеке, которую закончил в 1924 г., затем тяжело заболел, а 3 августа того же года, выйдя из больницы, получил сан священника.

Стефан со своей мамой

Первое богослужение, проведенное Стефаном Вышиньским, состоялось в Ченстохове, в месте под названием Ясна-Гура, имеющем особое значение для всех поляков. Именно там, в монастыре паулинов находится чудотворная икона Богоматери Ченстоховской, покровительницы и защитницы Польши. Следующие четыре года Стефан Вышиньский провел в Люблине, в университете на факультете канонического (церковного) права и общественных наук, где в 1929 г. он получил степень кандидата наук, защитив диссертацию в области канонического права под названием "Права семьи, Католической церкви и государства на школьное обучение". В течение нескольких лет после аспирантуры Вышиньский ездил по странам Европы, дополняя и расширяя запас знаний.

1946

Возвратившись в Польшу, ксендз Вышиньский начал преподавать в Высшей духовной семинарии во Влоцлавеке. В 1939 г. началась II мировая война, и Вышиньский вынужден был покинуть Влоцлавек, спасаясь от гитлеровцев, преследовавших его за общественную деятельность среди рабочих. По совету епископа Козаля Вышиньский поехал в Ляски под Варшаву. Когда 1 августа 1944 г. в столице вспыхнуло Варшавское восстание, он стал капелланом подразделения "Кампинос" Армии Крайовой, а также нес духовную помощь раненым повстанцам, находившимся в госпитале в Лясках.

В 1945 г, когда война подходила к концу, ксендз Вышиньский вернулся во Влоцлавек, где занялся восстановлением разрушенной семинарии, а затем стал ее ректором и редактором еженедельника "Лад Божий". Уже через год Папа Римский Пий XII возвел его в сан епископа Люблинской епархии, а после кончины кардинала Хлонда, 22 октября 1948 г. Польский Епископат избрал Вышиньского архиепископом и
Избрание архиепископом

митрополитом Гнезненским и Варшавским, а также примасом Польши.

50-е годы были для Католической церкви в Польше периодом преследований со стороны коммунистических властей. Сталинский режим поставил перед собой цель уничтожить авторитет и влияние Католической церкви. Чтобы хоть как-то оградить Церковь от нападок со стороны коммунистов, Стефан Вышиньский пошел на заключение так называемого "Соглашения", подписанного 14 февраля 1950 г. Польским Епископатом и представителями государственной власти. Этот документ регулировал юридическую ситуацию Католической церкви в Польше. Но уже в мае того же года власти издали постановление о конфискации церковного и монастырского имущества, нарушив, тем самым, принципы, предусмотренные "Соглашением".

Годы изоляции

В 1953 г., когда Епископат воспротивился вмешательству государства в назначения епископов, начался очередной этап преследований, массовых арестов священнослужителей и судебных процессов. Жертвой этих репрессий стал также Стефан Вышиньский, ставший в 1952 г. кардиналом.

25 сентября 1953 г. он был арестован и заключен сначала в тюрьму под Грудзёндзом, а затем содержался в изоляции поочередно в нескольких монастырях, расположенных в местностях: Сточек-Варминьски, Прудник близ Ополе и Команча в Бещадах. Кардинал Вышиньский был освобожден только 26 октября 1956 г.

Кардинал возобновил активную пастырскую и общественную деятельность, венцом которой стали церковные празднества, посвященные Миллениум - 1000-летию крещения Польши и становлению польского государства (князь Мешко - первый польский правитель в 966 г. принял христианство). Примас Польши также не оставался равнодушным к общественным настроениям и волнениям в 1980 г.
Обращение к духовенству

Когда в Польше начала зарождаться "Солидарность", кардинал Вышиньский заботясь, прежде всего, о благе людей и мире в стране, призывал обе стороны - как правительство, так и бастующих рабочих к ответственности за свои действия и их последствия.

«Все происходит среди споров, неуверенности и стремлений поскорее обрести свободу, как можно больше свободы. Здесь нужны рассудительность, спокойствие, зрелость. Сегодня нам очень нужно то, что святой Фома Аквинский называл «circumspectio», а именно умения «осмотреться» вокруг себя, прежде чем принимать какое-либо решение. Или задуматься: может, еще не время, еще рано, нужно подождать, ведь речь идет об очень сложном процессе. Это касается не только жизни нашего народа, но целого сообщества народов, существование которых взаимно обусловлено», – говорил примас Вышиньский во время рождественского обращения к духовенству Варшавы в 1980 г.
1980

«Помните, что мы – народ, находящийся в процессе формирования. Мы построили свою свободу на развалинах. Благодаря терпению и труду нам удалось возродить Варшаву, Гданьск, Вроцлав, Познань и многие другие города, которые сровняли с землей»

Кардинал Вышиньский, названный также Примасом Тысячелетия, скончался 28 мая 1981 г. Всю свою жизнь он посвятил людям, не только своими проповедями и учением призывая к сохранению совести и человеческого достоинства, но также подавая личный пример, как общественный деятель и патриот. Стефан Вышиньский признан одним из величайших моральных авторитетов ХХ века. 2001 год, на который пришлась 20-я годовщина его смерти, был в Польше объявлен Годом кардинала Стефана Вышиньского. Похоронен в Варшаве.