митрополитом Гнезненским и Варшавским, а также примасом Польши.
50-е годы были для Католической церкви в Польше периодом преследований со стороны коммунистических властей. Сталинский режим поставил перед собой цель уничтожить авторитет и влияние Католической церкви. Чтобы хоть как-то оградить Церковь от нападок со стороны коммунистов, Стефан Вышиньский пошел на заключение так называемого "Соглашения", подписанного 14 февраля 1950 г. Польским Епископатом и представителями государственной власти. Этот документ регулировал юридическую ситуацию Католической церкви в Польше. Но уже в мае того же года власти издали постановление о конфискации церковного и монастырского имущества, нарушив, тем самым, принципы, предусмотренные "Соглашением".
В 1953 г., когда Епископат воспротивился вмешательству государства в назначения епископов, начался очередной этап преследований, массовых арестов священнослужителей и судебных процессов. Жертвой этих репрессий стал также Стефан Вышиньский, ставший в 1952 г. кардиналом.
25 сентября 1953 г. он был арестован и заключен сначала в тюрьму под Грудзёндзом, а затем содержался в изоляции поочередно в нескольких монастырях, расположенных в местностях: Сточек-Варминьски, Прудник близ Ополе и Команча в Бещадах. Кардинал Вышиньский был освобожден только 26 октября 1956 г.
Кардинал возобновил активную пастырскую и общественную деятельность, венцом которой стали церковные празднества, посвященные Миллениум - 1000-летию крещения Польши и становлению польского государства (князь Мешко - первый польский правитель в 966 г. принял христианство). Примас Польши также не оставался равнодушным к общественным настроениям и волнениям в 1980 г.
Когда в Польше начала зарождаться "Солидарность", кардинал Вышиньский заботясь, прежде всего, о благе людей и мире в стране, призывал обе стороны - как правительство, так и бастующих рабочих к ответственности за свои действия и их последствия.
«Все происходит среди споров, неуверенности и стремлений поскорее обрести свободу, как можно больше свободы. Здесь нужны рассудительность, спокойствие, зрелость. Сегодня нам очень нужно то, что святой Фома Аквинский называл «circumspectio», а именно умения «осмотреться» вокруг себя, прежде чем принимать какое-либо решение. Или задуматься: может, еще не время, еще рано, нужно подождать, ведь речь идет об очень сложном процессе. Это касается не только жизни нашего народа, но целого сообщества народов, существование которых взаимно обусловлено», – говорил примас Вышиньский во время рождественского обращения к духовенству Варшавы в 1980 г.
«Помните, что мы – народ, находящийся в процессе формирования. Мы построили свою свободу на развалинах. Благодаря терпению и труду нам удалось возродить Варшаву, Гданьск, Вроцлав, Познань и многие другие города, которые сровняли с землей»
Кардинал Вышиньский, названный также Примасом Тысячелетия, скончался 28 мая 1981 г. Всю свою жизнь он посвятил людям, не только своими проповедями и учением призывая к сохранению совести и человеческого достоинства, но также подавая личный пример, как общественный деятель и патриот. Стефан Вышиньский признан одним из величайших моральных авторитетов ХХ века. 2001 год, на который пришлась 20-я годовщина его смерти, был в Польше объявлен Годом кардинала Стефана Вышиньского.
Похоронен в Варшаве.